Углич: удел кровавых мальчиков

Часть II. Угличский кремль

Часть I. Общий очерк истории <<<

Часть III. Торг и Посад. >>>

Часть IV. Памятники Углического княжества >>>

© Евгений Арсюхин, 2006

Диспозиция

Редко бывает так, что природа создает не просто удобное – идеальное место для кремля. Здесь – создала. Русла ручья Каменного и реки Шелковки впадают в Волгу параллельно. Осталось лишь отрезать их междуречье рвом (который до сих пор сохранился как колоссальный овраг) и получился остров.

Домонгольский кремль был несколько меньше современного: тогда речка Шелковка не играла оборонительной роли. Вместо нее кремль огораживался рвом, остатки которого видны и ныне в виде пруда.

 

ugl2-2a.jpg (2589 bytes) ugl2-3a.jpg (3616 bytes) ugl2-4a.jpg (3581 bytes) ugl2-5a.jpg (2862 bytes)
Крепостной мыс Русло Каменного ручья при начале кремля Каменный ручей ближе к Волге Русло реки Шелковки, почти засыпанное
ugl2-6a.jpg (3103 bytes) ugl2-7a.jpg (3589 bytes) ugl2-8a.jpg (2372 bytes)
Ров 15-го века Ров 15-го века Пруд - остаток домонгольского рва

На старых планах хорошо заметно, что пруд, длинный, как секира, отрубает «угол», образованный Каменным ручьем и Волгой. От того времени раскопками найдены на берегу Волги дощатая набережная, а также постройка в виде башни, маяк или сторожевая.

Свой современный вид, и новый ров, кремль получил в 15 столетии, в пору удельного расцвета. Скорее всего, Андрей Большой принялся расширять город, как помирился с Иваном III, то есть в 1481 году, чем и был занят до своей отставки в 1492-м. Пруд, оставшийся от старого рва, стал внутренней гаванью почти на европейский манер. Та часть, что была кремлем искони, теперь – Княжий двор. Вероятно, дело в том, что в городе князь имел земельные права только на эту территорию. Он расширил крепость, но новых прав от общины не получил. Действительно, его дворец стоял только в этой, древней части.

Стены

Кремль Углича в 17 веке. Рисунок И. Потехина по архивным материалам. Волга перед нами, Каменный ручей слева.

Стены кремля всегда были только деревянными, поэтому до наших дней не сохранились. Как выглядел древнейший кремль, сколько в нем было башен, и были ли вообще (кроме ворот), мы не знаем.

О кремле Андрея Большого известно, что он имел 10 башен, в том числе три проездных: Никольские, Спасские и Флоровские ворота. Вдоль Волги вала не было.

С 1608 по 1612 годы, когда в кремле гарцевали захватчики, эта крепость погорела. Лишь в 1660-1664 годах ее отстроили заново. Получилась традиционная для 17-го века крепость на «тарасах», с 9-ю шестигранными и квадратными башнями, увенчанными шатрами. Писцовые книги донесли до нас ее описание, как выразился один краевед, с точностью до сажени. Кремль окружен был со всех сторон водой, и обнесен стеной высотой более 6 метров. Четыре шестигранные глухие башни стояли по углам. Въехать в город можно было через Никольские ворота, к которым через ров вел мост длиной больше 30 метров (его размеры и сейчас можно оценить: на нем продают сувениры). Также ворота стояли со стороны реки Шелковки, через которую был переброшен мост, вероятно, подъемный. Со стороны ручья стояли две глухие башни, и одна, Вылазная, с калиткой – за водой ходить. Пушками снабжались двое ворот (по две пушки) и четыре угловые башни (по одной), на все про все – 250 ядер. В общем, по сравнению с европейским бургом, куда как скромно.

Крепость разобрана за ненадобностью в 1780-е годы.

Дворец

Дворец князя служил цитаделью крепости. Точно об этом мы можем судить со времен князя Андрея Большого. Дворец был очень велик, основная часть его раскопана, и видна нынче в руинах. А тот домик, который стоит от фундамента и до крыши – это, скорее всего, донжон цитадели, святая святых.

Дворец стоял, окруженный со всех сторон глухой стеной. В том числе глухая стена отделяла его и от Волги. Внушительное впечатление несколько портило то, что второй этаж дворца был все-таки сложен из бревен, зато первый – из кирпича, а донжон, как легко убедиться и сегодня – из кирпича на все три этажа. Через единственные ворота сложной формы он попадал во внутренний двор, и только оттуда – во все остальные помещения. Кроме как зайдя во двор, иначе попасть вообще никуда было нельзя.

Говорили, что от дворца подземный ход ведет на другой берег Волги. Его так и не нашли: вероятно, за ход народ принимал ходы к воде из дворца.

Все это великолепие погибло в пожаре начала 17 века, вызванном вторжением интервентов. При раскопках на стенах дворца, местами сохранившихся на метр, повсюду нашли копоть.

Сегодня руины дворца Андрея Большого, раскопанные в несколько приемов в 19-20 веках, частично наспех законсервированы, частично проступают на поверхность тут и там в самых неожиданных местах. Здесь

ugl2-000.jpg (18502 bytes)

прямо по монументальной стене идет дорога, горбатая, как хребет гигантского животного (поскольку шаг вправо, шаг влево - и ты как бы со стены съезжаешь). Там бокавая стена дворца пересекает парковую ограду, или проступает прямо через асфальт, небрежно брошенный поверх. Хорошее зрелище для всякого, кто лишний раз желает убедиться: археология, может, и помогает выявлению истины, но сохранению памятников - вряд ли.

До крыши, как уже говорилось, и то с переделками, сохранился лишь донжон, поставленный в правлении Андрея Большого. Иногда его называют «дворцом царевича Дмитрия», что, конечно, несправедливо, поскольку строил этот дворец вовсе не он.

ugl2-33a.jpg (3724 bytes) ugl2-34a.jpg (3538 bytes) ugl2-40a.jpg (4002 bytes) ugl2-38a.jpg (3835 bytes)
Руины дворца 15 века То же То же То же
ugl2-39a.jpg (3051 bytes) ugl2-37a.jpg (3409 bytes) ugl2-36a.jpg (3011 bytes) ugl2-32a.jpg (3022 bytes)
Части дворца 15-го века, проглядывающие сквозь асфальтовую мостовую Стена дворца 15-го века, проступающая прямо сквозь пешеходную дорожку. То же, у берега Волги. Пешеходная дорожка, пролегающая по стене дворца 15-го века, отделявшей дворец от Волги.

Возводили донжон одновременно с Грановитой палатой в Москве, но сходства между ними нет почти никакого. Впрочем, от 15 века дошло слишком мало гражданских зданий, чтобы можно было составлять хоть какие-то аналогии: помимо указанных, еще Владычные палаты в Новгороде (1433), на которые угличский донжон похож поболее. Но самое решительное сходство, особенно в декоре, обнаруживает он с Владимирской башней Новгородского кремля. Отличие заключается только в поясе керамического декора, который начисто отсутствует у новгородской башни, что и понятно: чисто крепостное сооружение и донжон, в котором жил князь, все-таки разные вещи. Кажется, Андрей сознательно брал в зодчестве пример с Новгорода, этого «знамени удельной старины». Особых сомнений нет – строили новгородцы или псковичи.

Донжон дворца Андрея Большого, общий вид. То же, со стороны не сохранившегося храма Константина и Елены. Первый этаж донжона, ушедший в землю. Крыльцо 19-го века, пристроенное к донжону.

После ряда ремонтов и ненаучных реставраций (1802 и 1892 годов) никто не знает, как эти палаты соединялись с остальным комплексом, как смотрелись крыльцо и крыша. Так, нынешнее крыльцо, которое неискушенные люди принимают за подлинное, поставлено «от балды» в 1801 году и переделано в конце 19-го века.

Интерьер донжона, третий этаж. Там же. Интерьер донжона, фреска середины 19 века. Там же, второй этаж.
Фрески и выставка икон, второй этаж. Печь 18-го века (копия), второй этаж. То же, деталь.

Ясно только одно: с той стороны дома, где стена «глухая», то есть почти без украшений, находился храм Константина и Елены, домовая церковь князей. Предание, вряд ли надежное, говорит, что его срубили уже в 991 году. Но, во-первых, Поволжье вообще долго сопротивлялось крещению, во-вторых, первые храмы не посвящались этим святым, наконец, в-третьих, русским, как уже говорилось, вскоре после акции Яна Плесковича пришлось покинуть эти места. А вот жену Андрея Большого звали именно Елена.

В донжоне три этажа, причем первый этаж из-за роста культурного слоя (где-то на метр) стал подвалом. В толще стены ведет внутренний ход – с первого этажа и выше. Сегодня он обрывается на втором этаже, но прежде вел еще выше, в парадный зал донжона. Перекрытия спокойно стоят без центрального столпа, который упорно ищут архитекторы, полагая, что без оного построить не могли, что он был, да из-за переделок куда-то делся. Того не понимают: коли после переделок, да без него стоит, значит, прежде тем более был не нужен. Печь, которую вы видите внутри – новодел конца 19-го века (настоящую, 18-го столетия, перевезли в русский музей), впрочем, фантазиями реставраторов решены и интерьеры вообще всех комнат. Фантазия - и картина «Спас Нерукотворный» на одной из стен. Она написана в середине 19 века якобы по следам древних росписей, но на деле за основу взят рисунок из Успенского собора Москвы. Ее окружает роспись, сделанная в ремонт 1801 года. Вероятно, тогда же на стене написали и фрагмент из летописи, повествующей об убийстве Дмитрия.

Наружный декор донжона. То же. То же, керамические плиты 15-го века (по большей части замененные на копии. То же.
Керамические балясины. То же. Декор окон донжона. Декор донжона.

Несмотря на это, внутри дворца хозяевам музея удалось собрать немало интересных экспонатов – вполне подлинных. Таковы, например, носилки, на которых мощи царевича Дмитрия в 1606 году отправлены были в Москву. Тут же – фонарь, который несли перед процессией. Интересно посмотреть и на то, как менялось представление иконописцев об облике Дмитрия на протяжении веков: в палатах собраны разные этапы иконописания этого относительно нового святого.

Спасо-Преображенский собор

О том, что в 1249 году, при кончине князя угличского Владимира, собор в честь Спаса уже существовал, говорят два независимых летописных источника. Скорее всего, он и был построен Владимиром, и основатель династии упокоился в собственном строении, как это часто бывало. После отца в храме похоронили последовательно двух наследников Владимира, Андрея (+1261) и Романа (+1283). Скорее всего, он был деревянным: во всяком случае, при раскопках не найдено доказательств деревянного строения, но каменных остатков не обнаружено точно.

Спасо-Преображенский собор То же То же То же

Затем собор был коренным образом перестроен, когда? Раньше считалось, что в 1485-м или в 1487-м, при Андрее, однако новые раскопки показали, что это случилось в самом начале 15-го века (об этом говорят плитки с керамическим декором, другие, чем на дворце, более ранние, и характерные для этого времени).

ugl2-45a.jpg (2660 bytes)

ugl2-46a.jpg (1849 bytes)

Колокольня Спасо-Преображенского собора. То же То же

Впрочем, если верить позднему Угличскому летописцу (а в этой части ему верить все-таки надо), в 1487 году храм был опять изменен – в связи с обретением мощей князя Романа. Летописец говорит, что храм строили (на самом деле, переделывали) три года, посвятив приделы Андрею Первозванному, Константину и Елене (Андрей – святой князя Андрея Большого, Елена – покровительница его жены). Показательно, что Иван III, захватив город, переосвятил приделы в честь Бориса-Глеба и Похвалы Богородицы, что и сохранялось до 17 века.

Не исключено, что для росписи храма Андрей Большой призвал Дионисия. К 17 веку фрески так обветшали, что составитель Переписной книги не смог разобрать даже подписи.

Храм стоял тогда чуть ближе к Волге, чем теперь. Как он выглядел, никто не знает: якобы у него была одна голова, и он напоминал храм Ризположения в Москве (возведенной также в 15-м столетии), хотя иные говорят, что он больше ориентировался на зодчество Новгорода. Внутри собора можно видеть его фрагмент (под стеклом) от того, прежнего, ныне не сохранившегося здания. Также части апсид старого собора видны снаружи, правда, они в глаза не бросаются, сливаясь с руинами дворца (не был ли это вообще единый комплекс?)

В годы Смуты собор пострадал, тем не менее, упорно простоял весь 17-й век, и только по его исходу было принято роковое для него решение: все, обветшал. В 1700-1713 на месте полностью разобранного сооружения 15-го века строится новое, несколько лучшее, чем можно ожидать от зодчих той эпохи. Если бы не портик 1840 года, наверное, здание смотрелось бы совсем хорошо. Росписи в соборе сначала сделали в 1713 году, но в наводнение 1719 года их смыло, и нынешние относятся к 1810-1811 годам. Некоторые фрески, например, Преображение, копируют даже картины Рафаэля. Студенты, учившиеся в Академии художеств, обязаны были перерисовывать старых мастеров, и, после сдачи экзаменов, эти ученические работы расползались по стране, вдохновляя провинциальных богомазов. Картину, ставшую прообразом угличской фрески, Рафаэль начал в 1519 году, а закончить пришлось его ученику в 1522 году. Показательно, что католических святых на оригинале богомаз копировать не стал – понимал, значит, кого рисует. Хорош резной иконостас 1860 года, но скорее своими размерами.

Фрагмент древнего собора под полом здания 18-го века. Иконостас Спасо-Преображенского собора. То же.

Колокольня возле храма выстроена в 1730 году, и представляет ныне главную вертикаль, как любят выражаться архитекторы, старого города. Замечено, что колокольня ясно ориентируется на ярославские образцы, однако же, грубее, зато и выразительнее их. Интересно, что колокольня построена, скорее всего, на том самом месте, где и прежде стояли колокола, и где пономарь бил в тот самый, сосланный набатный колокол, когда узнал о кончине Дмитрия Царевича.

Церковь царевича Дмитрия «на крови»

Храм Царевича Дмитрия, вид с Волги Он же, вид "с поля" То же То же, деталь То же, деталь

Отмечает место его гибели. Часовня, говорят, срублена была тут уже в самом начале 17 века, вскоре после трагического события, а в 1630 году ее сменила деревянная шатровая церковь. Нынешнее здание строилось с 1677 до 1692. Придел со стороны Волги заменил старое гульбище в 19-м столетии.

Фреска в трапезной: Бог, Адам и Ева Фреска в трапезной. Ева. Фреска в трапезной. Адам и Ева. Фреска в трапезной
Трапезная, интерьер потолка Фреска в трапезной Дверь из трапезной в храм, деталь Пол в трапезной из пригнанных друг к другу металлических плит

Храм долго ждал росписи. Трапезная расписана в 1788 году, сам храм несколько ранее, в 1772. Трапезная известна тем, что в ней изображены обнаженные Адам, а в особенности совершенно нагая Ева. Как такое допустили? Ну, во-первых, вольный век, во-вторых, в храме не было прихода, это был храм-памятник, соответственно, почти не было служб, а значит, некому было и фыркать.

Наиболее интересна, конечно, роспись собственно храма, поскольку там изображена вряд ли имеющая аналоги композиция «Убиение царевича Дмитрия». Поскольку мастеру было не под силу выразить идею свою в одном образе, он не нашел ничего лучше, как в манере иконописных клейм превратить полотно в «комикс»: отдельно показано, как Дмитрий выходит на прогулку, как его убивают, как народ восстает, наконец, как тело Дмитрия оказывается в Москве. Манера письма – слабое подражание Европе, в то же время вовсе без европейской эмоциональности: даже лицо убийцы в момент злодеяния кажется добрым, а сам Дмитрий напоминает тряпичную куклу.

Интерьер храма, общий вид Фреска "Убиение царевича Дмитрия", общий вид Сцена Убиения Сцена наказания убийц Богоматерь Цареградская. 1706 г. Набатный колокол, тот самый, что был в ссылке 300 лет

Зато тут же в помещении храма можно посмотреть на набатный колокол, тот самый, что призвал к расправе над убийцами, и который Борис Годунов сослал в Тобольск как «неодушевленного узника». В ссылке он был 300 лет (его вернули в 1892). Говорят, тут можно увидеть даже мощевик с остатками орехов, которые были в руках Дмитрия в момент убийства (значит, не в ножики играл?), да мы не знали, а потому и внимания не обратили.

Богоявленский зимний собор

Построен в 1830-х. Говорят, что он разрушил какие-то там перспективы, виды и связи. На самом деле, здание хорошо вписалось в кремль, другое дело, что само по себе оно мало что из себя представляет. Ныне лишенный главы, храм служит выставочным залом, смотреть в котором, впрочем, особо нечего. ugl2-70a.jpg (3918 bytes) ugl2-71a.jpg (3723 bytes)

Дом градоначальника

Дом мэра и городской думы То же, на переднем плане - рынок сувениров Дом бывшей библиотеки То же, деталь

Появился у моста, связывающего кремль с торговой площадью, в 1813-1815. Кстати, примерно в это время возник и сам нынешний мост. Несмотря на то, что здание принято ругать за провинциализм, именно оно сегодня удачно определяет облик старого города для всех, кто только начинает знакомство с Угличем. Не стоит думать, что именно тут мэр и жил. Тут он работал, и заодно здесь располагалась городская дума. У моста стоит крошечный деревянный домик, в котором продают сувениры, постройки 1897 года (некогда – здание библиотеки).

Археологические наблюдения

ugl2-76a.jpg (1645 bytes) ugl2-77a.jpg (2118 bytes) ugl2-78a.jpg (1904 bytes) ugl2-79a.jpg (2293 bytes)
Фрагмент лепной керамики периода варяжского поселения Фрагмент домонгольской керамики докняжеского периода Фрагмент керамики 14-го века То же, вместе с донцем того же времени
ugl2-80a.jpg (2096 bytes) ugl2-81a.jpg (2428 bytes) ugl2-82a.jpg (2359 bytes) ugl2-83a.jpg (3551 bytes)
Фрагмент венчика 15-го века, времени Андрея Большого Фрагмент венчика 16-17 вв То же, другой ракурс Корчага 19 века в традициях 17-го

Сразу за домом градоначальника, на обширном пустыре, мы обнаружили россыпь керамики, которая образовалась из-за эрозии почвы, или после археологических раскопок неподалеку. Мы изучили этот комплекс.

Дорусской керамики не попалось. К ранним русским можно отнести лепной слабо профилированный венчик, сделанный или совсем вручную, или подправленный на медленно вращающемся круге. Его поверхность покрыта «узором» от неравномерного заглаживания. Фрагмент можно датировать 9-11 веками, и факт присутствия его вот так, на поверхности очень характерен.

После этого неудивительно, что в таком случайном и неполном комплексе все-таки попадаются ярко выраженные домонгольские черепки (круговые, 12-13 века). Они выглядят как фрагменты «горшков» баночного облика довольно качественной работы, тонкие, с орнаментом в виде прямоугольных «зубцов».

Керамики 14-го столетия и первой половины 15-го немного. Это крупные, с толстыми стенками «горшки», неравномерно обожженные, с заметными вкраплениями в тесте. Собственно 15-й век, как это и обычно для России, вычленить трудно. Более-менее уверенно к нему можно отнести венчик такого же «горшка», но сделанный из красной глины, с хорошей профилировкой.

Преобладает в комплексе керамика 16-17 веков, причем предельно однотонная. Это стенки и венчики крупных и очень крупных «корчаг», причем мне ни разу не попадалось такое число именно этих сосудов в одном комплексе. «Горшков» нет вообще. Показательно, что точно такие «корчаги», но 19-го века, продаются в любой лавке старины в Угличе. Вероятно, перед нами – устойчивая местная традиция

Очень мало керамики лощеной, которая в обычных комплексах 17-18 веков составляет большинство. Считается, что присутствие такой керамики говорит об ориентированности производства на Москву. Здесь, стало быть, этого нет.

Наконец, присутствует небольшое количество черепков 18-19 веков с поливой.

Таким образом, мы обнаружили, что керамическая «физиономия» Углича обладает рядом неповторимых особенностей. Для домонгольского времени это – обилие сосудов с «зубчатым» орнаментом, для 16-17 (а этнографически и до 19 века) – это крупные «корчаги» почти без венчика, с покатым туловом, для хранения больших объемов напитков вроде пива или кваса.

ЧАСТЬ III. ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ И ДОМА УГЛИЧА

Hosted by uCoz