Углич: удел кровавых
мальчиков
Часть II. Угличский кремль Часть I. Общий очерк истории <<<Часть IV. Памятники Углического княжества >>> © Евгений Арсюхин, 2006
На старых планах хорошо заметно, что пруд, длинный, как секира, отрубает «угол», образованный Каменным ручьем и Волгой. От того времени раскопками найдены на берегу Волги дощатая набережная, а также постройка в виде башни, маяк или сторожевая. Свой современный вид, и новый ров, кремль получил в 15 столетии, в пору удельного расцвета. Скорее всего, Андрей Большой принялся расширять город, как помирился с Иваном III, то есть в 1481 году, чем и был занят до своей отставки в 1492-м. Пруд, оставшийся от старого рва, стал внутренней гаванью почти на европейский манер. Та часть, что была кремлем искони, теперь – Княжий двор. Вероятно, дело в том, что в городе князь имел земельные права только на эту территорию. Он расширил крепость, но новых прав от общины не получил. Действительно, его дворец стоял только в этой, древней части. Стены Кремль Углича в 17 веке. Рисунок И. Потехина по архивным материалам. Волга перед нами, Каменный ручей слева.Стены кремля всегда были только деревянными, поэтому до наших дней не сохранились. Как выглядел древнейший кремль, сколько в нем было башен, и были ли вообще (кроме ворот), мы не знаем. О кремле Андрея Большого известно, что он имел 10 башен, в том числе три проездных: Никольские, Спасские и Флоровские ворота. Вдоль Волги вала не было. С 1608 по 1612 годы, когда в кремле гарцевали захватчики, эта крепость погорела. Лишь в 1660-1664 годах ее отстроили заново. Получилась традиционная для 17-го века крепость на «тарасах», с 9-ю шестигранными и квадратными башнями, увенчанными шатрами. Писцовые книги донесли до нас ее описание, как выразился один краевед, с точностью до сажени. Кремль окружен был со всех сторон водой, и обнесен стеной высотой более 6 метров. Четыре шестигранные глухие башни стояли по углам. Въехать в город можно было через Никольские ворота, к которым через ров вел мост длиной больше 30 метров (его размеры и сейчас можно оценить: на нем продают сувениры). Также ворота стояли со стороны реки Шелковки, через которую был переброшен мост, вероятно, подъемный. Со стороны ручья стояли две глухие башни, и одна, Вылазная, с калиткой – за водой ходить. Пушками снабжались двое ворот (по две пушки) и четыре угловые башни (по одной), на все про все – 250 ядер. В общем, по сравнению с европейским бургом, куда как скромно. Крепость разобрана за ненадобностью в 1780-е годы. Дворец
прямо по монументальной стене идет дорога, горбатая, как хребет гигантского животного (поскольку шаг вправо, шаг влево - и ты как бы со стены съезжаешь). Там бокавая стена дворца пересекает парковую ограду, или проступает прямо через асфальт, небрежно брошенный поверх. Хорошее зрелище для всякого, кто лишний раз желает убедиться: археология, может, и помогает выявлению истины, но сохранению памятников - вряд ли. До крыши, как уже говорилось, и то с переделками, сохранился лишь донжон, поставленный в правлении Андрея Большого. Иногда его называют «дворцом царевича Дмитрия», что, конечно, несправедливо, поскольку строил этот дворец вовсе не он. Возводили донжон одновременно с Грановитой палатой в Москве, но сходства между ними нет почти никакого. Впрочем, от 15 века дошло слишком мало гражданских зданий, чтобы можно было составлять хоть какие-то аналогии: помимо указанных, еще Владычные палаты в Новгороде (1433), на которые угличский донжон похож поболее. Но самое решительное сходство, особенно в декоре, обнаруживает он с Владимирской башней Новгородского кремля. Отличие заключается только в поясе керамического декора, который начисто отсутствует у новгородской башни, что и понятно: чисто крепостное сооружение и донжон, в котором жил князь, все-таки разные вещи. Кажется, Андрей сознательно брал в зодчестве пример с Новгорода, этого «знамени удельной старины». Особых сомнений нет – строили новгородцы или псковичи.
После ряда ремонтов и ненаучных реставраций (1802 и 1892 годов) никто не знает, как эти палаты соединялись с остальным комплексом, как смотрелись крыльцо и крыша. Так, нынешнее крыльцо, которое неискушенные люди принимают за подлинное, поставлено «от балды» в 1801 году и переделано в конце 19-го века.
Ясно только одно: с той стороны дома, где стена «глухая», то есть почти без украшений, находился храм Константина и Елены, домовая церковь князей. Предание, вряд ли надежное, говорит, что его срубили уже в 991 году. Но, во-первых, Поволжье вообще долго сопротивлялось крещению, во-вторых, первые храмы не посвящались этим святым, наконец, в-третьих, русским, как уже говорилось, вскоре после акции Яна Плесковича пришлось покинуть эти места. А вот жену Андрея Большого звали именно Елена. В донжоне три этажа, причем первый этаж из-за роста культурного слоя (где-то на метр) стал подвалом. В толще стены ведет внутренний ход – с первого этажа и выше. Сегодня он обрывается на втором этаже, но прежде вел еще выше, в парадный зал донжона. Перекрытия спокойно стоят без центрального столпа, который упорно ищут архитекторы, полагая, что без оного построить не могли, что он был, да из-за переделок куда-то делся. Того не понимают: коли после переделок, да без него стоит, значит, прежде тем более был не нужен. Печь, которую вы видите внутри – новодел конца 19-го века (настоящую, 18-го столетия, перевезли в русский музей), впрочем, фантазиями реставраторов решены и интерьеры вообще всех комнат. Фантазия - и картина «Спас Нерукотворный» на одной из стен. Она написана в середине 19 века якобы по следам древних росписей, но на деле за основу взят рисунок из Успенского собора Москвы. Ее окружает роспись, сделанная в ремонт 1801 года. Вероятно, тогда же на стене написали и фрагмент из летописи, повествующей об убийстве Дмитрия.
Несмотря на это, внутри дворца хозяевам музея удалось собрать немало интересных экспонатов – вполне подлинных. Таковы, например, носилки, на которых мощи царевича Дмитрия в 1606 году отправлены были в Москву. Тут же – фонарь, который несли перед процессией. Интересно посмотреть и на то, как менялось представление иконописцев об облике Дмитрия на протяжении веков: в палатах собраны разные этапы иконописания этого относительно нового святого. Спасо-Преображенский собор О том, что в 1249 году, при кончине князя угличского Владимира, собор в честь Спаса уже существовал, говорят два независимых летописных источника. Скорее всего, он и был построен Владимиром, и основатель династии упокоился в собственном строении, как это часто бывало. После отца в храме похоронили последовательно двух наследников Владимира, Андрея (+1261) и Романа (+1283). Скорее всего, он был деревянным: во всяком случае, при раскопках не найдено доказательств деревянного строения, но каменных остатков не обнаружено точно.
Затем собор был коренным образом перестроен, когда? Раньше считалось, что в 1485-м или в 1487-м, при Андрее, однако новые раскопки показали, что это случилось в самом начале 15-го века (об этом говорят плитки с керамическим декором, другие, чем на дворце, более ранние, и характерные для этого времени).
Впрочем, если верить позднему Угличскому летописцу (а в этой части ему верить все-таки надо), в 1487 году храм был опять изменен – в связи с обретением мощей князя Романа. Летописец говорит, что храм строили (на самом деле, переделывали) три года, посвятив приделы Андрею Первозванному, Константину и Елене (Андрей – святой князя Андрея Большого, Елена – покровительница его жены). Показательно, что Иван III, захватив город, переосвятил приделы в честь Бориса-Глеба и Похвалы Богородицы, что и сохранялось до 17 века. Не исключено, что для росписи храма Андрей Большой призвал Дионисия. К 17 веку фрески так обветшали, что составитель Переписной книги не смог разобрать даже подписи. Храм стоял тогда чуть ближе к Волге, чем теперь. Как он выглядел, никто не знает: якобы у него была одна голова, и он напоминал храм Ризположения в Москве (возведенной также в 15-м столетии), хотя иные говорят, что он больше ориентировался на зодчество Новгорода. Внутри собора можно видеть его фрагмент (под стеклом) от того, прежнего, ныне не сохранившегося здания. Также части апсид старого собора видны снаружи, правда, они в глаза не бросаются, сливаясь с руинами дворца (не был ли это вообще единый комплекс?) В годы Смуты собор пострадал, тем не менее, упорно простоял весь 17-й век, и только по его исходу было принято роковое для него решение: все, обветшал. В 1700-1713 на месте полностью разобранного сооружения 15-го века строится новое, несколько лучшее, чем можно ожидать от зодчих той эпохи. Если бы не портик 1840 года, наверное, здание смотрелось бы совсем хорошо. Росписи в соборе сначала сделали в 1713 году, но в наводнение 1719 года их смыло, и нынешние относятся к 1810-1811 годам. Некоторые фрески, например, Преображение, копируют даже картины Рафаэля. Студенты, учившиеся в Академии художеств, обязаны были перерисовывать старых мастеров, и, после сдачи экзаменов, эти ученические работы расползались по стране, вдохновляя провинциальных богомазов. Картину, ставшую прообразом угличской фрески, Рафаэль начал в 1519 году, а закончить пришлось его ученику в 1522 году. Показательно, что католических святых на оригинале богомаз копировать не стал – понимал, значит, кого рисует. Хорош резной иконостас 1860 года, но скорее своими размерами.
Колокольня возле храма выстроена в 1730 году, и представляет ныне главную вертикаль, как любят выражаться архитекторы, старого города. Замечено, что колокольня ясно ориентируется на ярославские образцы, однако же, грубее, зато и выразительнее их. Интересно, что колокольня построена, скорее всего, на том самом месте, где и прежде стояли колокола, и где пономарь бил в тот самый, сосланный набатный колокол, когда узнал о кончине Дмитрия Царевича. Церковь царевича Дмитрия «на крови»
Отмечает место его гибели. Часовня, говорят, срублена была тут уже в самом начале 17 века, вскоре после трагического события, а в 1630 году ее сменила деревянная шатровая церковь. Нынешнее здание строилось с 1677 до 1692. Придел со стороны Волги заменил старое гульбище в 19-м столетии. Храм долго ждал росписи. Трапезная расписана в 1788 году, сам храм несколько ранее, в 1772. Трапезная известна тем, что в ней изображены обнаженные Адам, а в особенности совершенно нагая Ева. Как такое допустили? Ну, во-первых, вольный век, во-вторых, в храме не было прихода, это был храм-памятник, соответственно, почти не было служб, а значит, некому было и фыркать. Наиболее интересна, конечно, роспись собственно храма, поскольку там изображена вряд ли имеющая аналоги композиция «Убиение царевича Дмитрия». Поскольку мастеру было не под силу выразить идею свою в одном образе, он не нашел ничего лучше, как в манере иконописных клейм превратить полотно в «комикс»: отдельно показано, как Дмитрий выходит на прогулку, как его убивают, как народ восстает, наконец, как тело Дмитрия оказывается в Москве. Манера письма – слабое подражание Европе, в то же время вовсе без европейской эмоциональности: даже лицо убийцы в момент злодеяния кажется добрым, а сам Дмитрий напоминает тряпичную куклу.
Зато тут же в помещении храма можно посмотреть на набатный колокол, тот самый, что призвал к расправе над убийцами, и который Борис Годунов сослал в Тобольск как «неодушевленного узника». В ссылке он был 300 лет (его вернули в 1892). Говорят, тут можно увидеть даже мощевик с остатками орехов, которые были в руках Дмитрия в момент убийства (значит, не в ножики играл?), да мы не знали, а потому и внимания не обратили. Богоявленский зимний собор Дом градоначальника
Появился у моста, связывающего кремль с торговой площадью, в 1813-1815. Кстати, примерно в это время возник и сам нынешний мост. Несмотря на то, что здание принято ругать за провинциализм, именно оно сегодня удачно определяет облик старого города для всех, кто только начинает знакомство с Угличем. Не стоит думать, что именно тут мэр и жил. Тут он работал, и заодно здесь располагалась городская дума. У моста стоит крошечный деревянный домик, в котором продают сувениры, постройки 1897 года (некогда – здание библиотеки). Археологические наблюдения Сразу за домом градоначальника, на обширном пустыре, мы обнаружили россыпь керамики, которая образовалась из-за эрозии почвы, или после археологических раскопок неподалеку. Мы изучили этот комплекс. Дорусской керамики не попалось. К ранним русским можно отнести лепной слабо профилированный венчик, сделанный или совсем вручную, или подправленный на медленно вращающемся круге. Его поверхность покрыта «узором» от неравномерного заглаживания. Фрагмент можно датировать 9-11 веками, и факт присутствия его вот так, на поверхности очень характерен. После этого неудивительно, что в таком случайном и неполном комплексе все-таки попадаются ярко выраженные домонгольские черепки (круговые, 12-13 века). Они выглядят как фрагменты «горшков» баночного облика довольно качественной работы, тонкие, с орнаментом в виде прямоугольных «зубцов». Керамики 14-го столетия и первой половины 15-го немного. Это крупные, с толстыми стенками «горшки», неравномерно обожженные, с заметными вкраплениями в тесте. Собственно 15-й век, как это и обычно для России, вычленить трудно. Более-менее уверенно к нему можно отнести венчик такого же «горшка», но сделанный из красной глины, с хорошей профилировкой. Преобладает в комплексе керамика 16-17 веков, причем предельно однотонная. Это стенки и венчики крупных и очень крупных «корчаг», причем мне ни разу не попадалось такое число именно этих сосудов в одном комплексе. «Горшков» нет вообще. Показательно, что точно такие «корчаги», но 19-го века, продаются в любой лавке старины в Угличе. Вероятно, перед нами – устойчивая местная традиция Очень мало керамики лощеной, которая в обычных комплексах 17-18 веков составляет большинство. Считается, что присутствие такой керамики говорит об ориентированности производства на Москву. Здесь, стало быть, этого нет. Наконец, присутствует небольшое количество черепков 18-19 веков с поливой. Таким образом, мы обнаружили, что керамическая «физиономия» Углича обладает рядом неповторимых особенностей. Для домонгольского времени это – обилие сосудов с «зубчатым» орнаментом, для 16-17 (а этнографически и до 19 века) – это крупные «корчаги» почти без венчика, с покатым туловом, для хранения больших объемов напитков вроде пива или кваса. ЧАСТЬ III. ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ И ДОМА УГЛИЧА |