Углич: удел кровавых мальчиков

Часть III. Торг и посад

Часть I. Общий очерк истории <<<

Часть II. Кремль <<<

Часть IV. Памятники Углического княжества >>>

© Евгений Арсюхин, 2006

Торг

Торговая площадь. Старинная открытка

Крепость искони смотрела на торговую площадь. Близко к кремлю торговую площадь перенес Андрей Большой. Где прежде располагалось торжище, мне неведомо, но, наверное, тоже недалеко.

Раскопки позволили установить, что процесс переноса торга и устройства рынка был прерван арестом Андрея, который, как выяснили археологи, сопровождался пожарами, беспорядками, и прекращением строительства какого-то богато декорированного здания. Показательно, что строители, разбежавшиеся вмиг,

оставили очень много тверских пул – возможно, все эти люди были из Твери. Что именно они строили, понять невозможно: похоже и на храм, и на гражданское сооружение. После этого в восточной части площади появляется кладбище, и по-настоящему торг разворачивается только с 1799 года, то есть со строительства Успенского храма. Все 16-17 столетия торг находился в западной части площади, на западном берегу Шелковки. Центром площади был храм Успения, но Советы его разобрали. Спасибо хоть за то, что ныне площади возвратили имя Успенской. Храм Успения впервые упомянут в 1483 году как третий по значению храм Углича. Разорен в 1609 году. Рядом с ним у Никольских ворот кремля в 17 веке стояла каменная церковь Николы Подстенного. В 1799 году храм Успения был разобран, как и храм Николы Подстенного, и на их месте построен каменный собор во имя Успения, простоявший до 1938 года.

Нет и торговых рядов, которые поленились восстановить после пожара 1921 года. Но все равно – площадь обрамляют едва ли не самые внушительные по своей древности и колориту здания города. После пожара осталось два корпуса Гостиного двора, здание полицейского управления и городского архива (оба – конец 18 века), дом купцов Евреиновых (конец 19 века). В доме купца на втором этаже располагалось помещение его личного театра. За ним, в глубине квартала - неприметное сооружение из бревен, которое на самом деле - едва ли не старейшее в России деревянное гражданское здание. Возведенный в середине 18 века, дом Меховых-Ворониных сохранил внутри себя, в частности, интересную печь с изразцами, которую, к сожалению, осмотреть нельзя, как и попасть внутрь дома.

Но вернемся на Успенскую площадь. На месте Казанской церкви (1778, колокольня – начала 19 века), у места соединения Шелковки с крепостным рвом прежде стояла церковь Георгия, скорее всего поставленная князем Юрием Александровичем (+1320). А Казанская церковь, тогда еще деревянная, сменяет ее в 1669 году.

IMG_1171a.jpg (3085 bytes) IMG_1195a.jpg (2874 bytes) IMG_1177a.jpg (3635 bytes) IMG_1173a.jpg (3527 bytes) IMG_1609a.jpg (2112 bytes)
Пожарная каланча на Торговой площади (Успенской), начало 19 века Общий вид Успенской площади, древнего Торга То же Дом Меховых-Ворониных Казанская церковь
IMG_1619a.jpg (2706 bytes) IMG_1621a.jpg (2748 bytes) IMG_1683a.jpg (3168 bytes) IMG_1682a.jpg (3068 bytes) IMG_1684a.jpg (2323 bytes)
Дом Евреинова Гостиный двор Остатки кладбища у снесенной Успенской церкви Надгробная плита младенца Михаила, 1872-1875 Надгробная плита игуменьи Муратовой

Посад: общее строение

Малая сторона, ныне затопленная. Со старинной открытки При Андрее Большом посад был обнесен валом, на котором стоял деревянный тын. Вал имел примерно полукруглую форму, врезаясь в Волгу в районе Селиванова и Троицкого ручьев. Селивановский ручей есть на современной карте и в жизни, найти его легко, отыскав улицу такого же имени. Троицкий ручей уничтожен, но обнаружить его место также несложно, поскольку примерно там стоит Воскресенский монастырь. Посадский вал срыли в самом начале 19-го века. Говорят, что остатки вала можно заметить еще сегодня, однако мы, не зная точно, где искать, его не заметили.

Посадом и валом не заканчивался город, за валом располагались слободы.

Слободы – это неукрепленные поселения, в которых было опасно жить, зато можно было не платить всех или части налогов. За Селивановым ручьем находилась слобода Рыбная, там жили рыбаки (сегодня - примерно где улица Победы). За Алексеевским монастырем (на месте нынешней улицы Крестьянской) располагалась слобода Петухова, которой дал имя камень-следовик, то есть языческий идол-валун с отпечатком как бы лапы петуха. За Троицким ручьем, то есть за Воскресенским монастырем, располагались Пески (в документах фигурирует как «посад»), а далее слободы Рождественская и Входо-Иерусалимская.

Левый берег Волги, ныне слабо заселенный, был освоен уже в 15-м столетии: там плескалось озеро Царское, а у Царского озера – двор князя (Кормовой) и Псарейная слобода (собак, стало быть, разводили). Жилой район на левом берегу назывался Малая Сторона. Судя по старым снимкам, он представлял из себя регулярный поселок с избами и прочими деревянными сооружениями, а также интересным храмом Леонтия Ростовского 1778 года с отдельно стоящей колокольней 17 века.

У так называемого Супоневского дворца (он уцелел в руинах) стояла Введенская церковь 1749 года с удивительно стройной шатровой колокольней (остаток упраздненного Екатериной Введенского монастыря). Сам Супоневский дворец в стиле классицизма был построен Екатериной Великой для одной из дочерей Елизаветы Петровны. Наконец, дальше, у дороги на Мышкин была Всехсвятская кладбищенская церковь второй половины 18 века.

Также на левом берегу Волги известен Богоявленский монастырь, но лично мне – только по имени.

Все это было уничтожено полностью при строительстве ГЭС в 1930-е годы.

Монастыри, храмы и дома в пределах посада

Алексеевский монастырь

Располагается в самой высокой точке посада, на так называемой Огневой горе. Говорят, что гора так называется из-за стоявшего на ней прежде языческого капища, но раскопки не дали вообще никаких дорусских слоев.

Монастырь основан в 1371 году московским митрополитом Алексеем как крепость, в которой постоянно находились послухи московского князя, а также лично преданные ему войска. Напомним, что в тот год Углич был взят воинами тверского князя и сожжен. Вероятно, это произошло в том числе из-за того, что некоторые угличане перекинулись на сторону Твери. Чтобы защитить город, да и крамолу пресечь, но так, чтобы это не выглядело нарочито, московский князь и прибег к старому способу: построить монастырь. Практически все стройки московских митрополитов в провинции в то время несут в себе политический подтекст.

Алексеевская церковь. Рисунок 1930-х. Утрачена Первое каменное здание монастыря, Алексеевская церковь, появилась в 1534 году, после чего, вероятно, несколько раз переделывалась. При этом граненые апсиды оставались ее ярким и необычным признаком до 1930-х годов, когда на месте храма возвели картинную галерею, запросто включив руины в стены храма пролетарской живописи. Теперь в бывшей галерее – хозяйственные службы монастыря.

Более удачная участь выпала другому необыкновенному храму – Успения Богоматери, который чаще называют Дивной Церковью. Построенная в голодном 1628 году, она стала памятником всем погибшим в годы Смуты. Контраст между ее величием и разрухой, царившей во время ее строительства, поражает, и не может быть объяснен.

Как и чудеса ее восприятия: один искусствовед прямо писал, мол, когда на нее смотришь, физически чувствуешь, как она растет. Что интересно, несмотря на поиски аналогий, и на вписанность церкви в канву искусства предыдущего, 16-го столетия, точно такого памятника найти так и не удалось. Что-то подобное сыскивается, но является лишь бледной тенью и не дает сотой доли того эффекта, который заложен в угличском храме.

Храм продолжает разрушаться. В 2001 году монахини, которым «вернули» этот монастырь, пристроили к Дивной что-то, что они сочили за крыльцо. Деньги есть, ума не надо. Ума, впрочем, нет и у тех, кто считает монахов лучшими хранителями старины, да еще и не желает их контролировать.

Теряется на фоне Дивной, но не теряет значения другой храм монастыря, Иоанна Предтечи (1681). Как его только ни называют, и «упрощенная реплика ярославских церквей», и «лишенный гармонии», и «наивный». На самом деле, в нем заложена сила, сила асимметрии и мощь гения зодчих, не знавших линейки. Расписан в 1845 году.

Стена монастыря относится к 1777 году, по большому счету сохранилась только на старинных гравюрах (правда, сейчас неуклюже восстанавливается), и никакого военного значения не имела. В неприкосновенности от нее остались лишь Святые ворота, красивые, украшенные изразцами, про которые говорят, что они, хотя и стилизуются под 17-й век, на самом деле возведены вместе со всей стеной в 18-м. Это практически исключено – достаточно сопоставить остатки стен и сами ворота. Скорее всего, ворота поставлены вместе с храмом Иоанна Предтечи, а стена тогда была еще деревянной.

IMG_1418a.jpg (2822 bytes) IMG_1425a.jpg (2168 bytes) IMG_1427a.jpg (2610 bytes) IMG_1428a.jpg (3186 bytes) IMG_1430a.jpg (2781 bytes)
Алексеевский монастырь Купол Дивной церкви Святые ворота и привратная церковь Святые ворота Апсиды Дивной церкви
IMG_1444a.jpg (2311 bytes) IMG_1456a.jpg (3434 bytes) IMG_1458a.jpg (3739 bytes) IMG_1462a.jpg (2720 bytes) IMG_1464a.jpg (3347 bytes)
Изразец на Иоанновском храме Храм Иоанна Предтечи Бывшая картинная галерея, включающая в себя часть Алексеевской церкви раскопки у картинной галереи Восстанавливаемые стены и башни монастыря

Воскресенский монастырь

Первое упоминание о нем относится к 1482 (церковные историки уверяют, что основан он в княжении Романа, то есть во второй половине 13 века), но тогда он стоял метрах в ста от нынешнего места, точно там, где Троицкий ручей впадает в Волгу, и примыкал изнутри к городскому валу. В Смуту он был разрушен, а его архимандрит, братия, и 500 горожан, укрывшиеся в монастыре, убиты (16 июня 1609 года).

Монастырь совсем заглох бы, если бы не имел счастья видеть в своих стенах юного послушника, который впоследствии стал влиятельнейшим церковным иерархом страны – Иону. Иона Сысоевич, знаменитейший митрополит Ростовский, перенес монастырь на так называемые Лужки, буквально на сотню метров, чтобы Волга не подмывала, и отстроил в своем излюбленном стиле (1674-1677). Это случилось еще до строительства Ростовского кремля и других ярчайших произведений Ионы, Воскресенский монастырь – его первенец. До этого на Лужках была торговая площадь и стояла известная с 15 столетия церковь Параскевы Пятницы «что на Луже», а около нее - подворье ростовских митрополитов. В Воскресенском монастыре мы видим уникальную возможность подглядеть в «черновики» (если такое сравнение уместно) творцов ростовского кремля. Так, покоряющая умы исследователей деталь в Ростове – алтарная стена храма, полностью украшенная фресками вместо иконостаса – в первой попытке проявляется именно здесь.

Собор, трапезная и звонница Воскресенского монастыря поставлены в одну линию, как стена, причем по этой стене можно ходить, как по крепостной. Храм Воскресения Христова (с приделами Михаила и Иакова) – господствует даже в этой слиянной композиции.

Звонница (с храмом Марии Египетской) на первый взгляд нарочито не московская, а псковская, стеной, но, если присмотреться, она на самом деле оказывается московского стиля, а ее мнимое сходство с псковскими памятниками – оптический обман! Как этого добились строители – смотрите внимательно снимки, может, поймете (но то, что звонница – скрытая фига в кармане, сомнений нет).

Трапезная сблокирована с одноглавой церковью Смоленской Богоматери Одигитрии. Над трапезной стоит часовая башня, на которой располагались часы с боем. От механизма, включавшего в себя гири и цепи, остался мощный колодец, в который эти гири и цепи спускались – его нашли археологи.

На монастырском кладбище (у устья Троицкого ручья, засыпано) похоронены были предки матери Михаила Романова, Ксении Шестовой.

В 1764 году монастырь упразднили, а, поскольку он стоял посреди посада, снесли и кельи, и ограды, оставили только храмы. Подобная месть Екатерины творениям Ионы прослеживается не только здесь, и, по большому счету, не имеет объяснения.

Воскресенский монастырь Он же, другой ракурс Звонница Воскресенского монастыря Воскресенский собор Наружный интерьер, деталь
Переход между звонницей и трапезной Оформление входа в собор Древние могильные плиты, найденные при реставрации Еще один вид Воскресенского монастыря

Напротив монастыря стоит посадский храм, который ныне, после уничтожения стен обители, стал восприниматься как его часть. Это возведенная в 1689-1690 годах церковь Рождества Иоанна Предтечи, поставленная купцом Чеполосовым в память о своем сыне Иоанне (Иване), убитом приказчиком Рудаком. Приказчик просто мстил купцу за то, что тот его успешнее по жизни. Мальчик пошел к учителю на урок (ему было всего 6 лет – как одного отпустили), и пропал. В течение двух недель, как потом выяснилось, он находился в руках истязателя, предка Чикотилы. Тело нашли в болоте, потом выяснилось, что тело нетленно. Во сне ребенок являлся матери, просил простить убийцу. Иоанна возвели в сан святых, в храме хранилась его икона, а под спудом – мощи. В революцию мощи перенесли в музей, а недавно – в храм Корсунской иконы Богоматери.

Храм Рождества стоит почти на самом волжском откосе, и очень красив. В бомонде принято этой церковью восхищаться: когда-то ее писал Рерих.

Рождественская церковь Она же Глава Рождественской церкви
IMG_1577a.jpg (2451 bytes) IMG_1583a.jpg (3737 bytes) IMG_1588a.jpg (3279 bytes)
Колокольня, деталь Оформление портала Рождественской церкви Один из изразцов на Рождественском храме

Богоявленский монастырь

Основан, вероятно, в 14 столетии. Во всяком случае, легенда говорит, что к сему приложила руку жена Дмитрия Донского Евдокия, которая, как она сама говорила, «мало счастья видела за мужем», и искала счастья в религии. Однако, есть совсем другая легенда, будто монастырь заложила мать царевича Дмитрия Мария Нагая после убийства сына. Искони монастырь находился в кремле, и лишь в 1661 его перенесли на тогдашнюю окраину города.

Храм Смоленской Богоматери (1689-1700) повторяет, возможно, трапезную Воскресенского монастыря. В 19-м столетии пострадал от перестроек (пристроено новое крыльцо, колокольня разобрана).

Федоровская церковь (1805-1811, по другим данным 1818) возведена полностью в стиле классицизма. Говорят, однако, что это – очень своеобразный классицизм, крайняя форма так называемого провинциального, наивного классицизма, когда утрачиваются сами родовые признаки стиля, и на смену линейке и гармонии приходит отвес и глазомер. Храм расписывался в 1822-1824 и 1862.

Богоявленский собор (1843-1853) - попытка воспроизвести в провинции питерский храм св. Екатерины работы «самого» К. Тона. Получилось чуть лучше, чем у печально знаменитого автора московского храма Христа Спасителя, но все равно ужасно. А ведь с его построением связана красивая легенда. Якобы на месте собора стоял фруктовый сад, и по весне повадились садиться в нем на отдых три лебедя. Игуменья монастыря после того, как монастырь купил эту землю, про то прознала, и восприняла как знамение.

Еще в монастыре была крошечная церковь в честь иконы «Достойно Есть», построенная в 90-е годы 19 века, однако, от нее остались только фрагменты стен, включенные в здание, которое этот храм поглотило.

Каким–то чудом в монастыре сохранились кельи, дом настоятельницы, школа и несколько деревянных домов, построенные в стиле классицизма, стало быть, в начале 19 века. А вот ограда и очень крупные ворота разобраны были в 1930-е годы без особой нужды.

IMG_1472a.jpg (3332 bytes) IMG_1473a.jpg (3208 bytes) IMG_1475a.jpg (3650 bytes) IMG_1476a.jpg (3032 bytes) IMG_1478a.jpg (3660 bytes)
Богоявленский монастырь с одноименным собором Богоявленский собор Он же Храм Смоленской Богоматери Федоровская церковь
IMG_1481a.jpg (3211 bytes) IMG_1482a.jpg (2819 bytes) IMG_1488a.jpg (3391 bytes) IMG_1489a.jpg (3493 bytes) IMG_1490a.jpg (2524 bytes)
Дом настоятеля (?) Смоленская церковь Она же Федоровская церковь Она же, деталь

Улицы и гражданские дома

В целом старинная планировка города сохранилась неплохо.

Для нас первой плотно изученной улицей оказалась Ярославская, идущая от Торга на Ярославль. Как раз там, где кончался средневековый город, она превращается в Ярославское шоссе. В пределах посада улица просто нашпигована красивыми старинными домами.

IMG_1148a.jpg (3660 bytes) IMG_1149a.jpg (2589 bytes) IMG_1152a.jpg (3449 bytes) IMG_1153a.jpg (3805 bytes) IMG_1154a.jpg (3503 bytes)
Дом в стиле поздней классики То же, деталь Дом в стиле поздней классики более простого оформления Типичный купеческий (небогатый) дом Дом периода эклектики
IMG_1155a.jpg (3546 bytes) IMG_1157a.jpg (4338 bytes) IMG_1158a.jpg (3950 bytes) IMG_1159a.jpg (2881 bytes) IMG_1161a.jpg (2670 bytes)
Дом с элементами ложнорусского стиля То же, деталь Каменные "палаты" 18-19 вв. Дворянский или купеческий особняк Там же, ворота
IMG_1162a.jpg (3569 bytes) IMG_1164a.jpg (3270 bytes) IMG_1165a.jpg (3885 bytes) IMG_1167a.jpg (3286 bytes) IMG_1168a.jpg (3725 bytes)
Каменный дом 19 века То же Дом периода романтики или ампира Каменные склады и лавки Комплекс торговых лавок

Безусловно, самое интересное здание на Ярославской улице - остатки лавок, или нечто вроде простых торговых рядов (см. картинку сверху), конструктивно совершенно не похожих ни на что, виденное нами в других городах. На высоком каменном пандусе - ряд крупных "окон", или дверей, сейчас, после переделок, уже и не разобрать, где и представлялся товар. Справа, если стоять лицом к зданию, располагаются несколько корпусов небольших каменных складов.

Завершается улица Корсунским храмом. Он поставлен в 1730 году. Прежде на этом месте, сразу за границей посада, стоял монастырь Макария Египетского, но он был разрушен и полностью погиб в Смуту.

Корсунская церковь Деталь внешнего декора Вход в колокольню корсунской церкви Стена Корсунского храма Апсиды корсунского храма

Другой важный радиус древнего посада - Ростовская улица, идущая на Ростов из центра и также оканчивающаяся храмом, церковью Дмитрия на Поле. Храм царевича Дмитрия на Поле располагается там, где в 1605 году люди прощались с мощами Дмитрия, уезжавшими в Москву. Даже деревянный храм из-за Смуты поставить не успели, построили церковь только по ее окончанию. Нынешнее каменное сооружение относится к 1811 году. В церкви нынче хранятся мощи князя Романа (вторая половина 13 века), правда, только часть, и не только здесь: в Смуту они были сильно повреждены. Сама Ростовская улица сохранила на себе довольно значительное количество как старых деревянных зданий, так и каменных особняков с элементами наивного классицизма. Некогда роль магистрали на Ростов играла другая улица, Сарайская, исчезнувшая после перепланировки в ранее советское время. Понятно, что сношение с Ордой Углич осуществлял именно через Ростов, поэтому та улица и называлась не Ростовской, а Сарайской. Но дело не только в направлении: на ней жили кожевенники, которые почти все в русских городах происходили из бывших земель Золотой Орды.

Ростовская улица, каменные палаты То же То же, элементы наивного классицизма Там же, деревянный дом Храм Дмитрия на Поле

От Ростовской, как раз в месте дислоцирования Богоявленского монастыря, на запад отходит другая важная магистраль, ныне улица 9 января, а прежде Петербургская. На улице изрядно исторических памятников, но все-таки самая сильная их концентрация вначале. Мы видим то палаты, явно 18-го века (видимо, из числа бывших строений Богоявленского монастыря), а потом - едва ли не самый знаменитый старый дом города, дом Калашниковых, поставленный в середине 18 века. Даже по расположению дома видно, что его ставили еще до переделки плана посада по проекту Екатерины II. План дома архаичен, и восходит то ли к каменным палатам 17 века, то ли к рубленым домам. Ну а на посетителя самое большое впечатление производят изразцы, которые в меру, со вкусом украшают фасад дома. Завершается же улица, как положено в Угличе, храмом, однако, что это за храм, и когда он возведен, нам узнать не удалось: ныне он входит в состав завода, лишен признаков культового памятника, и в литературе об Угличе не поименован никак. Мы и наткнулись-то на него случайно.

IMG_1503a.jpg (3358 bytes) IMG_1504a.jpg (3445 bytes) IMG_1506a.jpg (2465 bytes) IMG_1508a.jpg (2321 bytes) IMG_1509a.jpg (3882 bytes)
Палаты у Богоявленского монастыря Дом Калашниковых То же, деталь То же, деталь То же, деталь
IMG_1513a.jpg (3357 bytes) IMG_1515a.jpg (2822 bytes) IMG_1516a.jpg (2894 bytes) IMG_1518a.jpg (3495 bytes) IMG_1520a.jpg (3696 bytes)
Дом Одинцовых, 18 век Дом в стиле модерн Склады 19 века Безымянный храм То же

От Богоявленского монастыря на восток, из той же точки, что Петербургская, но в противоположную сторону, идет улица Солунская (ныне Октябрьская). Солунью, как известно, назывались Фессалоники. А на этой улице или был Солунский храм, или жили купцы из Греции, а скорее и то, и другое. На Солунской стоял старообрядческий монастырь братьев Выжиловых - в обычных избах, зато внутри полно икон; там до сих пор находится рубленый из огромных бревен дом Казимировых середины 18 века.

Если вновь переместиться на запад, в конец Петербургской улицы, то стоит пройтись от разрушенного храма, выше описанного нами, к Воскресенскому монастырю по улице Опарина (старое название нам неизвестно), чтобы увидеть еще ряд интересных сооружений. На углу Спасской и Опарина – здание суда начала 19 века. Ближе к монастырю поставлен дом Земства (сложный аттик под крышей) второй половины 19-го столетия. И, конечно, Зимин двор – крупнейшее жилое здание конца 18-го столетия, в котором жили купцы Зимины. Дом действительно грандиозен; даже зная, как селятся сегодня норвые русские, невольно говоришь – ну, скромней бы надо быть. Неудивительно, что именно тут предпочитали останавливаться и Николай I, и будущий император Александр Освободитель. В переулке за Зиминым двором – дом Ожгихиных, известный своими львиными маскамии и грифонами, начала 19 века.

У въезда на плотину снесена церковь Николы в Песках (1761 года), а также очень крупное кладбище с храмом Георгия Победоносца На Убогом Дому (1744). Здесь также стояла часовня, поставленная точно на месте гибели Вани Чеполосова, того самого сына купца, которого убил завистливый приказчик. Входоиерусалимская слобода с храмом 1766 года также ушла под воду (она располагалась за плотиной).

IMG_1527a.jpg (4109 bytes) IMG_1528a.jpg (3876 bytes) IMG_1529a.jpg (3517 bytes) IMG_1532a.jpg (3328 bytes)
Дом на улице Опарина Дом эпохи классицизма Зимин двор Остатки неопределенного здания

Далее, если от Воскресенского монастыря пойти в центр, нам придется идти по едва ли не самой старой улице посада, Спасской, на которой привлекает каждое здание, но особенно хорош трехэтажный дом с эркером купца Поснова (вторая половина 19 века).

IMG_1600a.jpg (4391 bytes) IMG_1602a.jpg (3719 bytes) IMG_1604a.jpg (2889 bytes) IMG_1608a.jpg (2707 bytes)
Земская управа, 19 век Купеческий дом на Спасской улице То же Арки в проходе купеческого дома

Пройдем центр с Успенской площадью, на которой мы уже были, и примемся перемещаться вдоль берега Волги по улице Островского. В начале нашего пути нам попадется еще один мало известный, не поименованный на многих картах храм Воскресения, или Флора и Лавра, находящийся в полуразрушенном состоянии. О других памятниках улицы Островского, древнейшей набережной, лучше скажут картинки. Как уже сообразил читатель, наше путешествие окончится у Корсунской церкви, которую мы уже видели.

IMG_1408a.jpg (3011 bytes) IMG_1409a.jpg (3581 bytes) IMG_1410a.jpg (3366 bytes)
Храм Воскресения То же, деталь То же
IMG_1180a.jpg (3596 bytes) IMG_1181a.jpg (3580 bytes) IMG_1402a.jpg (3355 bytes) IMG_1406a.jpg (3526 bytes)
Дом на улгу Опарина и Берггольц Дом на Опарина, модерн То же, середина - вторая половина 19 века Там же, классицизм

В центре нам осталось лишь познакомить вас с тремя сооружениями на улице Каменской.

IMG_1415a.jpg (2251 bytes) IMG_1416a.jpg (3228 bytes) IMG_1417a.jpg (2703 bytes)
Дом эпохи классицизма Дом эпохи модерна Купеческая усадьба

Но на самом деле в городе намного больше интересных старых домов, хотя мы и так уделили им намного больше внимания, чем обычно. Так, мало кто знает, что за окраиной старого посада, в районе улицы Совхозной, располагается компактный квартал домов 19 века, на которые стоит пойти посмотреть, если есть лишнее время (от центра - минут 15 ходу). Иэх ядро - два разных корпуса дома купцов Переславцевых.

IMG_1705a.jpg (2273 bytes) IMG_1706a.jpg (3131 bytes) IMG_1707a.jpg (3246 bytes) IMG_1708a.jpg (2948 bytes) IMG_1709a.jpg (3032 bytes)
Дом Переславцевых То же, фасад Другой дом 19 века Там же Там же

ПАМЯТНИКИ УГЛИЧСКОГО КНЯЖЕСТВА >>>

 

Hosted by uCoz